Сегодня жизнь очень интенсивная, стремительная. Мы находимся в постоянном движении, управляем сложными машинами, работаем на инновационных станках. Поэтому риск получить травму дома, в офисе, на предприятии очень высок. Иногда счет времени для проведения спасательных мероприятий, для того, чтобы помочь пострадавшему, идет на секунды. Поэтому под рукой всегда должна быть медицинская аптечка с наиболее важными лечебными средствами.
Первая помощь на производстве
Для домашней аптечки мы сами подбираем лекарственные препараты, учитывая заболевания, которыми страдают члены семьи. Обеспечение работников медицинским, санитарным оборудованием возлагается на руководство предприятия. Согласно статье 223 Трудового кодекса РФ на предприятии организуются специальные санитарные посты, которые укомплектовываются аптечками первой помощи. Все работники должны быть поставлены в известность о наличии и местоположении такого поста.
За отсутствие медицинского инвентаря, не правильное комплектование, использование средств с истекшими сроками годности на предприятие и его руководство может быть наложена административная ответственность. Поэтому руководитель самостоятельно или через назначенное приказом ответственное лицо обязан контролировать наличие аптечки первой помощи, содержать ее в пригодном состоянии. Израсходование препаратов отмечается в специальном журнале.
Перечень медицинских лекарственных средств, которые должны храниться в ней, утверждается приказом Министерства здравоохранения России. Последний раз подобный приказ № 1331 н был издан Минздравом Российской Федерации 15 декабря 2020 и введен в действие 1 сентября 2021 года. Изложенные в нем требования будут действовать в течение 6 лет – до 01.09.2027 года.
Назначение аптечки первой помощи
Оборудование предназначено для оказания первой помощи. Перечень медицинских средств, которые должны быть в аптечке, строго регламентирован. Он небольшой, ведь мероприятия, которые будут оказываться направлены на поддержание жизни травмированного работника до момента прибытия бригады медиков. Кроме того, при ее составлении учитывается, что работник, оказывающий первую помощь, не профессионал. Чтобы он по неосторожности, неопытности не усугубил состояние пострадавшего, в нее включены только средства, уменьшающие боль, кровопотерю, предназначенные для обработки участков обморожения, ожогов.
Желательно, чтобы сотрудник, назначенный ответственным за хранение аптечки, прошел курс оказания первой помощи. Проведение медицинских мероприятий не является обязанностью работников предприятия. В то же время в УК РФ имеется статья 125 «Оставление в опасности». Пройдя мимо попавшего в беду человека, не сообщив о случившемся несчастье, вы подпадаете под ее действие. Помогая коллеге или посетителю, не забудьте:
- в обязательном порядке использовать одноразовые перчатки, медицинскую маску;
- для остановки кровотечения жгут накладывается выше места поражения;
- для искусственной вентиляции легких применяется специальная карманная маска;
- пораженные участки кожи необходимо в короткий срок обработать антисептиком;
- для предотвращения переохлаждения используется изотермическое одеяло.
Состав аптечки
Приказ № 1331 н от 15.12.2020 года учитывает современные медицинские методики. Входящие в стандартный набор средства, изделия могут применяться работниками в различных ситуациях: порезы, ушибы, микротравмы. Закон не запрещает вносить изменения в состав аптечки, добавлять при необходимости и другие легальные, прошедшие утверждение и регистрацию в официальных органах препараты, спасательное оборудование. Но в обязательном порядке комплектация аптечки в соответствии с приказом 1331 должна включать:
- одноразовые маски;
- пара перчаток из латекса, материала другого вида;
- лейкопластыри (бактерицидные и обычные);
- стерильные и нестерильные бинты марлевые;
- фиксирующий жгут, для остановки артериального или венозного кровотечения;
- устройство для искусственного дыхания рот в рот;
- салфетки;
- изотермическое покрывало (одеяло);
- ножницы для разрезания бинтов, повязок.
В приказе указано минимальное количество каждого наименования, но их число может быть и больше, если того требуют особенности производства, политика безопасности сотрудников. Желательно, чтобы все эти средства не просто лежали на полочке, а находились в специальной сумке. В нештатной ситуации не потребуется тратить время на подбор оборудования, необходимого для оказания неотложной помощи.
Рядом с аптечкой, либо непосредственно в сумке, собранной согласно новому приказу 1331, должны храниться разработанные с учетом законодательства и утвержденные работодателем документы. В обязательном порядке «Инструкция» с указанием основных правил по использованию аптечки, персональных контактов ответственного лица и другой важной информации. Доступ к медицинскому посту и к укомплектованной аптечке должен быть свободным на протяжении всего рабочего дня (смены). Количество медицинских постов определяется численностью персонала предприятия. В офисе, на небольшом производстве может быть достаточно одного комплекта средств. На большом заводе желательно иметь не менее одной аптечке в каждом цеху, отдельно стоящем здании. Каждый работник должен иметь право доступа к препаратам.
Хранение и утилизация аптечек
Ответственным за хранение и комплектацию медицинской производственной аптечки обычно назначается начальник подразделения, специалист по охране труда, другой сотрудник, прошедший специальную подготовку и умеющий оказывать первую помощь. Этот человек должен контролировать наличие в аптеке препаратов, которые подлежат комплектации, следить за сроком годности медицинских препаратов и изделий. В случае необходимости аптечка должна доукомплектовываться.
Не стоит спешить и выбрасывать аптечку, произведенную, приобретенную и укомплектованную медицинскими изделиями до вступления в силу настоящего приказа. В пункте 2 Приказа № 1331н отмечено, что могут подлежать применению наборы, укомплектованные средствами, срок годности которых истекает не позднее 31 августа 2025 года. После истечения срока использования неизрасходованные медицинские лекарственные препараты подлежат утилизации. Но сливать в канализационную систему можно не все лекарства, а только те, которые растворяются в воде. Остальные сдают в организации, оказывающие услуги утилизации и имеющие соответствующую лицензию. Пластыри, маски, бинты могут уничтожаться как обычные бытовые отходы. Средства, не имеющие четко обозначенного срока годности (нестерильные салфетки, маски, ножницы), заменяются по усмотрению сотрудника, отвечающего за комплектность аптечки.
Ответственность работодателя
Состав, входящих в аптечку медицинских препаратов, средств, изделий, условия их хранения, утилизации прописаны в Приказе Минздрава РФ № 1331н. Но в нем имеются и другие положения. В частности, здесь говорится об ответственности, которая налагается на работодателя при отсутствии на предприятии аптечки, других нарушениях. Наказание за невыполнение законов предполагает денежный штраф в размере от 2000 руб. до 80000 руб., в зависимости от типа предприятия, формы собственности. Если из-за недоукомплектования аптечки или ее отсутствия работник серьезно пострадает, то возможно и более суровое наказание.
Медицинская аптечка предназначена для оказания неотложной первой помощи работникам, поэтому она должна находиться в непосредственной близости от места, где ведутся работы. Сколько таких наборов имеется на предприятии, определяется исходя из здравого смысла. Главное, чтобы при возникновении нештатной ситуации сотрудники не суетились, не бегали в суматохе, а знали, как и что нужно делать, чтобы не только помочь, но и не нанести вред здоровью пострадавшего.
Узнать самые последние новости об охране труда, формировании аптечек и медицинских постов на рабочих местах, получить ответы на общие и конкретные вопросы, возникающие в ходе работы, ознакомиться с постановлениями и другими проектами Минздрава и Правительства можно на данном сайте.